Если все имеет свою цену, то не принижает ли этот факт значение доброты и щедрости в отношениях между людьми? Не приведет ли он нас к излишней меркантильности? Эти вопросы, безусловно, заслуживают внимания.
Многие люди воспитаны на идеалах безусловной доброты, щедрости и долга перед окружающими. Им до сих пор сложно подвергнуть эти идеалы разумной переоценке. Бывает и так, что в результате конфликта между реальностью и идеалами люди внутренне ломаются и уходят в другую крайность: становятся озлобленными и циничными. Все потому, что нас не учили, что суть отношений – равноправный обмен ценностями, а не жертва.
Нам внушали, что искать выгоды и думать о своих интересах постыдно. И поскольку мы все равно заботились о своих интересах (а как же иначе?), мы вынуждены жить с подспудным чувством вины и стыда, и периодически «заглаживать» эту вину. Но можно ли назвать такое поведение щедростью и добротой? Вряд ли.
До тех пор, пока человек не научится осознавать и защищать свои интересы, он не научится быть щедрым. Прежде чем сказать «я люблю», человек должен научиться гордо и уверенно говорить «я».
Многие люди воспитаны на идеалах безусловной доброты, щедрости и долга перед окружающими. Им до сих пор сложно подвергнуть эти идеалы разумной переоценке. Бывает и так, что в результате конфликта между реальностью и идеалами люди внутренне ломаются и уходят в другую крайность: становятся озлобленными и циничными. Все потому, что нас не учили, что суть отношений – равноправный обмен ценностями, а не жертва.
Нам внушали, что искать выгоды и думать о своих интересах постыдно. И поскольку мы все равно заботились о своих интересах (а как же иначе?), мы вынуждены жить с подспудным чувством вины и стыда, и периодически «заглаживать» эту вину. Но можно ли назвать такое поведение щедростью и добротой? Вряд ли.
До тех пор, пока человек не научится осознавать и защищать свои интересы, он не научится быть щедрым. Прежде чем сказать «я люблю», человек должен научиться гордо и уверенно говорить «я».
Щедрость уместна, когда она идет от внутреннего избытка, от чувства собственной силы и сознания изобилия. Щедрость – не исполнение долга, а свободный акт свободного человека. Она никак не связана с чувством вины. По-настоящему щедрый человек ничего не ожидает от того, кому он дает. А если ожидает, то прямо и недвусмысленно говорит об этом.
Но большинство людей ведут себя иначе. Делая добро, они руководствуются чувствами вины и долга, как правило перед теми, кто ведет себя как жертва. Они мало задумываются о том, что «страдальцы», которые живут за чужой счет – финансово или психологически – тем самым получают стимул и дальше изображать из себя жертву.
Такая «щедрость» развращает того, кто принимает, и истощает того, кто дает.
Прежде, чем делать добро, проанализируйте свои мотивы. Вы на самом деле хотите – или вам кажется, что вы «должны»? Вы искренне расположены к человеку, или просто чувствуете свою вину перед ним? Подумайте о последствиях. Подумайте дважды. Недаром говорится, что добрыми намерениями вымощена дорога в ад.
Андрей Яшурин
Комментариев нет:
Отправить комментарий