обновление блога

Введите свой e-mail и получайте новые статьи прямо на почтовый ящик:

суббота, 12 марта 2011 г.

Законы жизни (перечитываем Ильфа и Петрова). Закон 1.

Граждане! Жизнь диктует свои законы, свои жестокие законы.

Закон 1. Жизнь это сложная штука, но эта сложная штука открывается просто, как ящик. Надо только уметь его открыть. Кто не может открыть, тот пропадает.
 
Ипполит Матвеевич опомнился.
— Хочется ведь скорее, — сказал он умоляюще.
— Скоро только кошки родятся, — наставительно заметил Остап. — Я женюсь на ней.
— На ком?
— На мадам Грицацуевой.
— Зачем же?
— Чтобы спокойно, без шума покопаться в стуле.
— Но ведь вы себя связываете на всю жизнь!
— Чего не сделаешь для блага концессии!
— На всю жизнь! — прошептал Ипполит Матвеевич.
Ипполит Матвеевич в крайнем удивлении взмахнул руками. Пасторское бритое лицо его ощерилось. Показались не чищенные со дня отъезда из города N голубые зубы.
— На всю жизнь! — прошептал Ипполит Матвеевич. — Это большая жертва.

— Жизнь! — сказал Остап. — Жертва! Что вы знаете о жизни и о жертвах? Вы думаете, что, если вас выселили из особняка, вы знаете жизнь? И если у вас реквизировали поддельную китайскую вазу, то это жертва? Жизнь, господа присяжные заседатели, это сложная штука, но, господа присяжные заседатели, эта сложная штука открывается просто, как ящик. Надо только уметь его открыть. Кто не может открыть, тот пропадает. Вы слыхали о гусаре-схимнике?

Толкование

Закон был сформулирован Остапом после визита к мадам Грицацуевой. Ипполит Матвеевич предложил или купить, или выкрасть стул. Остап отверг эти предложения своего компаньона. Кроме того, Великий комбинатор проиллюстрировал закон поучительной историей о блестящем гусаре, графе Алексее Буланове, герое аристократического Петербурга, который «пошел в монахи, чтобы постичь жизнь… Он удалился в лесную землянку и стал жить в дубовом гробу». Схимник «считал свою жизнь мудрой, правильной и единственно верной. Жить ему стало необыкновенно легко, и мысли его были хрустальными. Он постиг жизнь и понял, что иначе жить нельзя».
Однако через двадцать три года «великого подвига», в его гробу завелись клопы, с которыми он безуспешно боролся.
Через два года от начала великой борьбы отшельник случайно заметил, что совершенно перестал думать о смысле жизни, потому что круглые сутки занимался травлей клопов.
Тогда он понял, что ошибся. Жизнь так же, как и двадцать пять лет назад, была темна и загадочна. Уйти от мирской тревоги не удалось. Жить телом на земле, а душой на небесах оказалось невозможным.
Тогда старец встал и проворно вышел из землянки… Жизнь была прекрасна. Старец, не оглядываясь, пошел вперед.
Сейчас он служит кучером конной базы Московского коммунального хозяйства.

Из Первого закона следует, что: 

• социальная жизнь — сложный объект. Но чтобы преуспеть в жизни нужно действовать просто и решительно.
• в жизни каждый открывает свою миссию и цель, свой смысл бытия. Кто не может открыть, тот пропадает.

Поучительная история о гусаре-схимнике обогащает Первый закон новыми оттенками смысла:

• жизнь «темна и загадочна».
• «жить телом на земле, а душой на небесах… невозможно».
• жизнь прекрасна: не оглядываясь, идите вперед.

Откройте глаза! Ведь окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь — это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения.

От рождения до смерти мы постоянно меняем свои роли в театре жизни. В этом театре и режиссер, и суфлер, и публика — общество.

Общество формирует нас согласно собственным традициям, определяя то в нас, что оно признает значимым. Но не все, что хорошо для социума, хорошо для человека, живущего в нем. Обществу нужна управляемая марионетка, действующая и думающая стандартно.

Стандарт, шаблон, накатанная колея жизни превращает человека в «существователя» (по гоголевскому выражению). Вместо радости жизни — ритуалы общества. Вместо высот социальной иерархии — низ или середина общественной пирамиды. Человек, пойманный в сети общественных стандартов и шаблонов, становится частью массы, общество отнимает его индивидуальность.

Вырваться из тисков общественного бытия, жить не по шаблону могут лишь те, кто наделен комбинаторным мышлением. Живущий по законам Великого комбинатора побеждает и добивается успеха потому, что управляет теми, кто превратил свою жизнь в шаблон.

Конечно, понятие жизненного успеха для каждого человека свое. Одни измеряют его по количеству звездочек на погонах, размерам и престижности загородного особняка, по количеству долларов… А другие оценивают жизненный успех по количеству друзей и добрых поступков, которые ему удалось совершить, прочитанным книгам, интересным встречам и приключениям. У каждого свой счет, своя мера оценки. Но все же есть общие мерила социального успеха.

Социологи считают, что каждый человек «производит операцию социального сравнения, где сопоставляются две траектории:

• ожидаемая траектория жизни;
• реальная траектория жизни.

Ожидаемая траектория жизни — это идеальная планируемая на отдаленную перспективу линия судьбы, измеряемая количеством достигаемых статусов и их рангом.

Реальная траектория жизни — это линия судьбы, измеряемая количеством приобретенных статусов и их рангом. Заметьте, что никто не планирует для себя нисходящую траекторию: ее «планирует» и рисует жизнь.

Марк Аврелий писал: «Безразлично, будешь ли ты наблюдать человеческую жизнь в течение сорока лет или же десяти тысяч лет. Ибо что увидишь ты нового?» Но для того, чтобы получше разобраться в первом законе Остапа Бендера, мы просто вынуждены подробно расмотреть жизнь человека. Ведь «жизнь — это сложная штука, но эта сложная штука открывается просто, как ящик. Надо только уметь его открыть». Что ж, давайте откроем и посмотрим, что в нем?

На протяжении жизни, или жизненного цикла, разбитого на основные вехи: детство, зрелость, старость, человек приобретает и теряет статусы. Такой процесс называется динамикой статусного набора (портрета).

Если графически изобразить жизненную динамику в декартовой системе координат, где ось Х — время жизни отдельного человека, ось У — количество статусов, то возможны три ее варианта:

А — устремленная вверх кривая означает повышение общественной активности на старости лет,
Б — параллельная оси Х прямая символизирует по крайней мере не уменьшение активности, которая была присуща человеку в расцвете сил,
В — парабола, уходящая вниз, свидетельствует о резком сужении круга общения у той части пожилых людей, которые остались без социальной опеки и помощи.

Вот такие траектории накопления и потери социальных статусов предписаны нам. Все очень просто, как ящик. Какая траектория ваша?

Российское общество отвергло все завоевания социализма. На смену коммунистическим миражам пришли капиталистические идеалы. Как выглядят траектории социальных успехов и неудач там, у них, на Западе? Знать ответ на этот вопрос надо хотя бы потому, что и у нас со временем может быть что-то подобное.

Представьте-ка нормальный «западный» жизненный путь. Выглядит он примерно так.
От 1 года до 6 лет — воспитание в семье.
От 6 до 14 лет — восприятие элементарных знаний.
От 14 до 21 года — восприятие общеобразовательных знаний и развитие профессиональных навыков.

В среднем в 25—27 лет вступают в трудовую жизнь.
Но в 65 лет большинство людей в финансовом отношении все еще не независимы.

Если отобрать 500 молодых западноевропейцев и американцев, начинающих профессиональную карьеру, и проследить их жизненный путь, то к 65 годам из них:

180 человек умрут,
270 человек будут зависеть от других,
25 человек будут продолжать работать,
24 человека будут финансово состоятельными людьми,
1 человек будет миллионером.

По статистике, к тому времени, когда новое поколение достигает шестидесяти пяти, больше 90% из него оказываются либо ни на что не пригодными, либо полностью разоренными. Лишь 8% мужчин и 2% женщин можно назвать финансово независимыми и менее 1% — богатыми. То есть из 1000 человек, успешными станут лишь около 50. Это означает, что стандарты и шаблоны в мышлении и жизненных действиях заставляют большинство людей во всем мире существовать в режиме «белки в колесе».

«Только человек обладает способностью сознательно думать, планировать и организовывать, — пишет Оскар Шелльбах в книге «Моя система успеха». — Только он может целенаправленно влиять на самого себя, а значит, на свою судьбу и будущее».

Думайте, планируйте, организовывайте, целенаправленно влияйте на самого себя и на свою судьбу.
Откройте свой жизненный ящик! Кто не может открыть, тот пропадает!

В записную книжку комбинатора: 
«Что такое жизнь, никто не знает, хотя все живут». А. Ф. Лосев
«Жизнь — банк: рок мечет, я играю». М. Ю. Лермантов
«Жизнь — довольно рискованное занятие». Г. Макмиллан
«Жизнь большинства людей не столько сложна, сколько запутанна». Р. Хиллс
«В жизни нет ничего сложного. Это мы сложны». О. Уайльд
«Каждый человек рано или поздно выдумывает для себя историю, которую считает своей жизнью». М. Фриш
«Человек всю жизнь не живет, а сочиняет себя, самосочиняется». Ф. М. Достоевский
«Человек — игрушка бога. Этому-то и надо следовать. Надо жить играя». Платон
«Величайшее искусство жизни заключается в том, чтобы ставить поменьше, а выиграть побольше». С. Джонсон
«Великий вопрос жизни — как жить среди людей». А. Камю

Комментариев нет:

Отправить комментарий